Живые дороги Сибири - информационный портал

октября, суббота

Вернём Сибири Солнце!
Вернём Сибири Солнце!

ДОРОГИ

НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ

МЕСТА, ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Легенды и тайны, чудеса и клады Омской области

Легенды и тайны, чудеса и клады Новосибирской области

ЛЮДИ

Мирология – Понимание смысла жизни

Главная

Безопасность на дорогах ради безопасности жизни

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ РАДИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ»

16-17 сентября 2008

Материалы для "Круглого стола" "Эффективность инвестиций в безопасность дорожного движения"


Информационный интернет-портал «ЖИВЫЕ ДОРОГИ РОССИИ»

(проект «Живые дороги Сибири»)


1. ВВЕДЕНИЕ

Для комплексного решения вопроса безопасности дорожного движения предлагается создание единого (федерального общероссийского) источника полной, оперативной и достоверной информации о дорожном движении и дорожном окружении - информационного интернет-портала «Живые дороги России», предназначенного для водителей автотранспортных средств – основных субъектов дорожного движения.

Цель интернет-портала «Живые дороги России» – обеспечение безопасного похождения автомобильных маршрутов (как коммерческих, так и частных), для чего предлагается комплексный подход к информационному обеспечению и психологическому состоянию водителей:

- предоставление полной, достоверной и оперативной информации для качественного планирования и безопасного прохождения маршрута (объективная составляющая);

- предоставление познавательной информации для стимулирования и выработки безопасного стиля прохождения маршрута (субъективная составляющая).

2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ВОДИТЕЛЮ ПОЛНОЙ, ДОСТОВЕРНОЙ И ОПЕРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И БЕЗОПАСНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ МАРШРУТОВ

Автомобильные дороги российских регионов, обладая значительной протяжённостью, пролегают в различных климатических и географических (в части рельефа местности) условиях. Даже в пределах одного региона (федерального округа) перепады этих условий (включая закрытие, ремонт участков автодорог и пр.) могут быть настолько значительными, что делают невозможным качественное планирование маршрута протяжённостью несколько сотен километров только на основе статической информации (карты и схемы дорог).

Погодные условия на автодорогах, особенно в горных и предгорных районах, способны изменяться достаточно быстро, а изменения могут носить как распространённый, так и локальный характер.

Объекты дорожного сервиса (АЗС, СТО и пр.) могут располагаться на значительном расстоянии друг от друга (что особенно актуально для сибирских и дальневосточных регионов), так что режимы их работы, а также ассортимент предлагаемых услуг (марки бензина на АЗС, перечень работ СТО) могут оказать существенное влияние на время и возможность похождения маршрута.

Очевидно, что планирование прохождения автомобильных маршрутов без учёта актуальной и оперативно предоставляемой информации носит лишь ориентировочный характер. Не менее очевидно, что недостаток информации и погрешности планирования – как для коммерческих перевозчиков, так и для водителей частных автомобилей – приводят к срыву первоначального графика движения, к вынужденной езде сверх планируемого ранее времени поездки, значительному увеличению скорости движения, движению в тёмное время суток и в непрогнозируемых дорожных и погодных условиях. Следствием этого является повышенная утомляемость водителей, затруднённое вождение, а также неадекватная реакция на возникающие дорожные проблемы, что, в свою очередь, создаёт предпосылки к возникновению дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с тяжёлыми исходами.

Предлагается создать систему сбора и предоставления на интернет-портале «Живые дороги России» полной, достоверной и оперативной информации о следующих факторах:

- схема дорожного движения (перекрытия дорог, участки ремонта дорог, введения объездных маршрутов и пр.)

- дорожная ситуация (характер и качество дорожного покрытия, дорожный рельеф);

- погодные условия, включая краткосрочный прогноз и прогноз по автодорогам,

- дорожные объекты (АЗС, АГЗС, СТО, стационарные посты ДПС);

- спасательные службы (пункты медицинской помощи, места дислокации МЧС);

что обеспечит более комфортное и безопасное прохождение маршрута за счёт сокращения непрогнозируемого движения в условиях, способствующих совершению ДТП, а также снизит тяжесть последствий ДТП за счёт сокращения времени обращения в пункты медицинской помощи и МЧС.

3. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ВОДИТЕЛЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ И ВЫРАБОТКИ БЕЗОПАСНОГО СТИЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО МАРШРУТА *

Существенной составляющей безопасного движения является стиль вождения, адекватный дорожной ситуации и зависящий от физического и психического состояния водителя.

Значительное количество ДТП на междугородных автотрассах с крайне тяжёлым исходом происходит из-за снижения внимательности водителей и ослабления контроля над управлением автомобилем – вплоть до засыпания за рулём (не только в тёмное время суток) и полной утраты контроля над дорожной ситуацией. При этом происходят грубейшие нарушения Правил дорожного движения - превышение скорости на автодороге и в проезжаемых населённых пунктах (особенно сельского типа), и выезд на полосу встречного движения - как для обгона, так и в местах с ограниченной видимостью - с неизбежным трагическим исходом не только для непосредственного виновника – водителя транспортного средства, но и для пассажиров, попутчиков и пешеходов.

Одним из основных факторов, способствующих снижению внимательности водителей и ослаблению контроля над дорожной ситуацией, является монотонная длительная езда на расстояния, превышающие первую сотню километров. Даже если в начале поездки водитель мобилизует своё внимание и адекватно реагирует на дорожную ситуацию, то по прошествии двух-трёх часов, проведённых за рулём, на смену начальной бодрости приходит успокоение, к которому на фоне малоподвижности добавляется усталость. Всё это вместе создаёт оторванную от действительности самоуверенность, иллюзию безопасной езды, провоцирующую на серьёзнейшие нарушения с крайне тяжкими последствиями.

Хорошо известны медицинские рекомендации по действиям в таких ситуациях - через полторы-две сотни километров остановиться, и несколько минут провести вне автомобиля. Однако эти простейшие действия, знакомые каждому и могущие спасти сотни жизней, для подавляющего большинства водителей остаются далеко за гранью практического применения.

Причина проста и очевидна – отсутствие побуждающего стимула для прерывания устоявшегося монотонного движения, недостаточность теоретического понимания необходимости отдыха для практического применения.

Другим фактором, провоцирующим ДТП на междугородных автодорогах, является нацеленность водителя только на достижение конечной цели маршрута, что психологически приводит к восприятию автодороги и проезжаемых населённых пунктов, как помех на пути к достижению конечного пункта. Отсюда следует пренебрежение Правилами дорожного движения, и в первую очередь – значительное превышение скорости на автодорогах и в населённых пунктах.

Предлагается собрать и предоставить водителям на интернет-портале «Живые дороги России» информацию познавательного характера о маршруте и близлежащих местах (достопримечательности, история и пр.), что позволит:

- стимулировать непосредственный осмотр описанных мест и обеспечить необходимый кратковременный отдых водителя;

- изменить отношение водителя к маршруту и обеспечить более ответственное прохождение автодорог и населённых пунктов.

Предлагаемые меры применительно к сфере безопасности дорожного движения являются достаточно новаторскими, однако их эффективность, основанная

Такой подход позволит сначала стимулировать, а впоследствии закрепить безопасный стиль вождения на автодорогах и ответственное поведение водителей, что обеспечит как снижение скорости движения, так и исполнение остальных требований ПДД, и в конечном итоге будет способствовать увеличению безопасности дорожного движения.

4. РЕАЛИЗАЦИЯ

С целью повышения безопасности дорожного движения России предлагается создание информационного Интернет-ресурса виде Интернет-портала, т.е. Интернет-сайта, объединяющего наиболее значимые источники информации.

Для реализации интернет-портала «Живые дороги России» необходимо:

- создать систему сбора и предоставления оперативной информации о дорожной обстановке, дорожных объектах и погодных условиях;

- организовать наполнение информации познавательного характера – как из существующих источников, так и за счёт информации пользователей.

- создать на интернет-портале «Живые дороги России» обратную связь пользователей – водителей транспортных средств с целью поддержания оперативности в оценке дорожной ситуации и погодных условий, а также для оценки качества и актуальности информации, предоставляемой дорожными и пр. службами;

Всё это потребует как технического исполнения, так и организационных мероприятий, причём для качественного функционирования интернет-портала «Живые дороги России» необходимо заинтересованное участие и системный подход к предоставлению информации значительного количества сторонних организаций:

- организаций дорожного строительства и дорожного сервиса;

- подразделений медицинской помощи и МЧС;

- гидрометеорологических служб.

Это возможно при активном организующем участии властных органов – возможно, на уровне Федеральных округов.

В настоящее время разработан и развивается проект «Живые дороги Сибири» (http://liveroads.ru), на основе которого может быть создан Интернет-портал «Живые дороги России».

В проекте «Живые дороги Сибири» воплощены основные вышеизложенные принципы на основе информации о регионах Сибирского федерального округа. Используется информация о Дорогах, Населённых пунктах, Местах (достопримечательностях). Часть информации введена в базы данных проекта, что позволяет ориентировочно оценить реализацию отдельных функций.

Информация о дорожной сети представлена в виде отдельных Дорог, соединяющихся между собой в Населённых пунктах, и на перекрёстках Дорог.

Графический интерфейс объединит отдельные Дороги в общую интерактивную схему (пример - http://stigvil.narod.ru/smap/SMap.htm), а алгоритм расчёта расстояний позволит выбрать оптимальный маршрут между Населёнными пунктами с оперативным учётом изменений дорожной ситуации.

Каждой Дороге (а при необходимости – и участку Дороги) посвящена отдельная страница, на которой будет расположена информация о рельефе Дороги (участка Дороги), типе и качестве дорожного покрытия, рекомендации по безопасному прохождению Дороги (участка Дороги), а также справочная информация (телефоны местных оперативных служб и пр.). Вся информация может быть иллюстрирована мультимедийным материалом (фото, видео и пр.). На страницах Дорог также размещена информация о Населённых пунктах, через которые проходит Дорога и о Местах (достопримечательностях) в окрестностях прохождения Дороги.

В свою очередь, страницы Населенных пунктов и Мест содержат необходимую для водителя информацию – дороги и расстояния до других объектов, различные справочники, описания и пр.

Предусмотрено введение любого объекта, относящегося к Дорогам:

- дорожные объекты (АЗС, АГЗС, СТО, стационарные посты ДПС);

- спасательные службы (пункты медицинской помощи, места дислокации МЧС);

- прочие объекты при необходимости,

а также вывод информации о них на отдельную страницу.

Для информирования пользователей о реальном прохождении маршрутов предусмотрены блоки «Отчёты» и «Ссылки-отчёты». На все Населённые пункты, Дороги и прочие объекты, упомянутые в Отчётах, предусмотрены ссылки с соответствующих страниц.

Дальнейшее развитие проекта «Живые дороги Сибири» предполагается в направлениях:

- повышения интерактивности: создание и поддержка форума, предоставление возможности пользователям внесения информации по сущностям проекта – Дорогам, Населённым пунктам, Местам – как в виде отдельных Отчётов, так и в виде комментариев к соответствующим объектам;

- усиления оперативности, включая сбор и предоставление информации с использованием мобильных устройств пользователей (телефон, портативный компьютер, коммуникатор);

- наполнение информацией, в т.ч. установление контактов с заинтересованными организациями для создания системы сбора актуальной информации.

РЕЗЮМЕ

На основе регионов Сибирского федерального округа предпринята попытка создания Интернет-портала («Живые дороги Сибири») в целях комплексного предоставления информации, которое может способствовать повышению безопасности дорожного движения на основе качественного планирования, безопасного прохождения маршрута, а также стимулирования и выработки безопасного стиля прохождения маршрута.

Предполагается, что Интернет-портал «Живые дороги Сибири» в ходе дальнейшего развития может стать основой для Интернет-портала общероссийского масштаба - «Живые дороги России».

Предлагаемый Интернет-портал «Живые дороги России» - один из тех проектов, где умеренные инвестиции в сочетании с организационными мерами могут дать значительный результат, сделав дороги России Живыми Дороги.


* К ВОПРОСУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ВОДИТЕЛЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ И ВЫРАБОТКИ БЕЗОПАСНОГО СТИЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО МАРШРУТА.

Предлагаемые меры применительно к сфере безопасности дорожного движения являются новаторскими, однако они позволят достичь высокой эффективности, основанной на психологических аспектах поведения водителя.

1. Общие положения.

Совместное предоставление различной – дорожной и познавательной – информации, относящейся к одной теме – дорожному движению, позволит достичь усиления восприятия (синергетического эффекта) информации и значительно увеличить количество посетителей.

Все меры по предоставлению водителям помимо дорожной, ещё и познавательной информации приводят к повышению общей культуры и опосредовано – к повышению культуры движения

2. Предоставление познавательной информации о местах в окрестностях автодорог, как стимул и/или повод для выполнения очевидно полезных рекомендаций (кратковременный отдых).

Как правило, все водители хорошо осведомлены о необходимости краткосрочного отдыха во время дальних поездок, согласны с рекомендациями и психологически готовы к этому. Однако практически никто не прерывает движение через рекомендуемые промежутки времени/расстояния.

В такой ситуации важно создать мотивирующее воздействие, которое сыграет роль «спускового крючка», «последней капли» и приведёт к принятию решения об остановке для отдыха – например, с целью осмотра мест, информация о которых ранее была получена с Интернет-портала.

Дополнительно стоит отметить, что в этом случае водитель останавливается на кратковременный отдых по собственной инициативе, а не во исполнение чужих рекомендаций, что для подавляющего большинства водителей (особенно мужчин) имеет достаточно большое значение. При этом в этом качестве аргумента о временной остановке (не только перед пассажирами, но и в первую очередь перед самим собой) используется полученная с Интернет-портала информация и желание её практического подтверждения, а не реально накапливающаяся усталость и ослабление внимания.

3. Предоставление познавательной информации об автодорогах и населённых пунктах для достижения более ответственного прохождения автомобильных маршрутов.

Существенным фактором, провоцирующим ДТП на междугородных автодорогах, является нацеленность водителя только на достижение конечной цели маршрута, что психологически приводит к восприятию автодороги и проезжаемых населённых пунктов, как чуждых объектов, помех на пути к достижению конечного пункта. Отсюда следует агрессивный стиль езды, пренебрежение Правилами дорожного движения, и в первую очередь – значительное превышение скорости на автодорогах и в населённых пунктах, особенно сельского типа.

Предлагаемые меры для устранения подобного отношения – информированность водителей об исторической, культурной, природной ценности проезжаемых мест – вызывают психологический эффект «сопереживания», «эмпатии», который приводит к изменению восприятия окружающей среды. При этом автодороги и проезжаемые населённые пункты за счёт приобретения водителем знаний о них переходят из чуждого окружения в личностную сферу водителя, к ним формируется более ответственное, личное отношение. Результатом этого является повышение дисциплинированности вождения, соблюдения Правил дорожного движения, формирование безопасного – для себя и окружающих - стиля езды.

НОВОСТИ ДОРОГ И РЕГИОНОВ

05.07.2017
Хакасия: снова зовёт Шёлковый путь Подробнее

04.07.2017
В Хакасии завершен ремонт дороги Белый Яр – Бея – Аскиз Подробнее

30.06.2017
Для новосибирских трасс заказали датчики, предсказывающие погоду Подробнее

20.06.2017
Археологи проведут раскопки металлургического комплекса древних хунну в Туве Подробнее

19.06.2017
308 лет со дня основания Бийска. От Петра до Путина: то, что вы не знали о Бийске Подробнее

Все новости

ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

17.03.2016 -  Чадан - Хандага́йты

17.03.2016 - Хандага́йты

19.01.2014 -  Верх-Чебула - Усть-Колба

19.01.2014 - Верх-Чебула - Усть-Колба, 33-ий км

19.01.2014 - Верх-Чебула - Усть-Колба, 29-ый км.

19.01.2014 - Дмитриевка

19.01.2014 - Усть-Серта

10.01.2014 -  М-53, 469 км.(Тяжинский) - Тисуль

10.01.2014 - М-53, 469 км.(Тяжинский)

10.01.2014 - Усть-Колба

10.01.2014 -  Тисуль - Шарыпово

10.01.2014 - Дубинино

10.01.2014 - Инголь

10.01.2014 - Тамбар

10.01.2014 - Кайчак

Open Directory Project

info@liveroads.ru
Использование материалов сайта допускается в некоммерческих целях с указанием источника (Сайт «Живые дороги Сибири», liveroads.ru), в сети Internet – с обязательным указанием активной гиперссылки на источник (http://www.liveroads.ru).

Design by NooLab