Живые дороги Сибири - информационный портал

марта, пятница

Вернём Сибири Солнце!
Вернём Сибири Солнце!

ДОРОГИ

НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ

МЕСТА, ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Легенды и тайны, чудеса и клады Омской области

Легенды и тайны, чудеса и клады Новосибирской области

ЛЮДИ

Мирология – Понимание смысла жизни

Материалы   /  Главная

Изыскатели

11.06.2010

Шипилов В.Н.

"К 80-летию Чуйского тракта. Очерки."

Очерки о Чуйском тракте написаны В.Н. Шипиловым на основе архивных материалов и воспоминаниях современников тех событий.

"Наука, культура, образование." 2002 г, №10

ИЗЫСКАТЕЛИ


Бийская газета Алтай» 9 марта 1913 года уведомила читателей: «Исследования Чуйского тракта. Как сообщает из достоверных источников газета «Жизнь Алтая», нынешним летом предполагается командировать для обследования Чуйского тракта особую партию от министерства путей сообщения, на что ассигновано 15 тысяч рублей. Во главе партии, по всем вероятиям, станет старший техник Томского округа путей сообщения В.Я. Шишков, производивший исследования бассейнов рек Бии и Нижней Тунгуски на севере Сибири».

Еще в 1912 году планировалось, что партия В.Я. Шишкова будет работать на реке Н. Тунгуске, где на заимке Карпа Ивановича Суздальцева ее ждал оставленный там сторож-рабочий, уроженец села Сростки Бийского уезда Матвей Ефимович Петров. Но в начале 1913 года Шишков получил новое задание по исследованию Чуйского тракта и выехал в начале мая на Алтай.

Той весной политическая обстановка в мире резко осложнилась: в ходе балканской войны между Турцией и Болгарией 15 марта пал Адрианополь. На Балканах разгорался очаг первой мировой войны, и русское правительство, обеспокоенное этим, искало выход в налаживании надежных торгово-экономических отношений на Востоке и в первую очередь в Монголии.

Вот почему изыскания на Чуйском тракте кредитовались за счет средств, отпущенных на изыскание Сибирской железной дороги, ибо к 1916 году планировалось построить железную дорогу от Новониколаевска (ныне Новосибирск) до Семипалатинска с веткой на Бийск. Чуйский тракт в этом случае становился транзитным путем для товаров из Монголии и Китая на запад России.

Долгое время практически не были известны имена большинства участников экспедиции по исследованию Чуйского тракта в 1913-1914 гг. И вот теперь, в год семидесятипятилетнего юбилея со дня начала работы экспедиции В.Я. Шишкова на Чуйском тракте, в ходе архивных изысканий удалось установить фамилии этих людей.

Вот они: техник Василий Бабурин, техник Василий Петров, практикант Вышневолоцкого училища (его выпускником был В.Я. Шишков) Михаил Луговской, кондуктора того же училища А. Королев, С. Созонтов, А. Аппен, студент института инженеров путей сообщения К. Каминский, студент Томского технологического института А. Зверев, техники Евгений Одинцов, Владимир Турчанинов, Степан Борзых, техник-практикант Семен Солдатов, практикант-кондуктор Семен Викторов и десятник С. Титов.

24 июня 1913 года бийская газета «Алтай» сообщила о начале работ по исследованию Чуйского тракта: «Работы второй группы начались постановкой полевого пикета на левом берегу Бии у пристани бийского городского перевоза. Работы первой группы начались от Кош-Агача».

С 3 июля работы открылись в полном составе, при достаточном количестве техников и рабочих.

В.Я. Шишков, координируя работу групп, вынужден был часто проезжать по Чуйскому тракту. В те времена это было не только очень тяжелым, но и опасным делом. Однажды осенью, переправляясь через Катунь, он чуть не утонул.

Так уж получилось, что он первым выезжал на тракт для организации работы всей партии и последним с него возвращался. Может быть, потому ему так полюбились Алтай, Катунь и Чуя, что пришлось испытать себя здесь, как ни в каком другом деле. Ведь приходилось испытывать не только физические трудности, но и преодолевать профессиональное незнание, ибо он и его товарищи, будучи прекрасными изыскателями, не имели практической подготовки по шоссейным и мостовым работам.

«В середине мая, - напишет В.Я. Шишков в путевых очерках «По Чуйскому

тракту», - я выехал на многогрешный и многострадальный Чуйский тракт. Погода

чудная. В природе какое-то общее ликование: все залито солнцем, все в тепле тонет».

4 июня 1913 года в командировку на Чуйский тракт, озеро Зайсан, Монгольский и Черный Иртыш выехал начальник Томского округа путей сообщения Н.В. Попов. Из западных районов России в Томский округ командируются многие специалисты-дорожники.

Что так торопит их в работе? Надвигающаяся война на Западе, но ведь и там работы немало? В 1913 году быстро меняется обстановка на Востоке: делается попытка заключения японо-китайского союза, в результате которой уже летом 1913 года последовало введение русских войск в Монголию, английских войск – в Тибет. Японцы готовы были ввести войска в Маньчжурию, но, опасаясь конкуренции Америки на внутреннем рынке Китая, выступили за торговое сотрудничество с Китаем и против войны.

Конечно, Шишков и техники его партии не могли тогда знать происходивших в мире коренных экономических сдвигов, но одно несомненно: они прекрасно понимали важность своей работы, а потому и отдавали ей все знания и опыт.

12 августа 1913 года Шишков пишет Г.Н. Потанину: «Только что вернулся из Бийска. Ехал все время под дождем и думал: «Господи, за что такая на меня напасть! Мокрый, грязный, ныряй по дорогам, по ужасным ухабам, наполненным грязью, скакай своей телегою по камням величиною с доброго барана, все бока отшибешь». Ехал Катунью. В первый путь через Улалу (чуть не утонул в монастырской даче), обратно через Манжерок, берегом Катуни. Хотел свернуть через Камлак на Чергу, но дня четыре тому назад паром на Катуни сорвало и унесло с народом вниз по реке. Поймали у устья Муны…»

Это писал человек, прошедший половину Сибири. Но на следующее утро художник взял верх над уставшим человеком: «В очень красивых местах живу, радуюсь и молюсь природе» От близости дивных красот душа становится чище, умягчается сердце, хочется добрым быть…»

Здесь, на Чуйском тракте, летом 1914 года пройдет медовый месяц В.Я. Шишкова и Ксении Михайловны Жихаревой, о котором в письме к Алексею Михайловичу Ремизову он напишет: «приветствую Вас с Алтая, из села Топучего, что у подножия Семинского перевала. Путешествую со своим милым петербургским другом, Ксенией Михайловной Жихаревой…

Алтай очень хорош. Я давно люблю его. Хочется воспеть его, прославить, но где мне взять звучных струн, где взять мощь и красоту слова…

Мы два дня жили в Аносе, в доме художника Гуркина. Что за чудесный уголок, весь в земном саду утопает, через него ручеек каскадами переливается. Выйдешь ночью – небо синее, в крупных звездах, вдали грохочет Катунь, и спят черными громадами горы…»

Работа над проектом Чуйского тракта стала своеобразной вершиной в работе Шишкова-исследователя, завершив сибирский период его жизни. Сибирь и Алтай, их могучая природа и люди навсегда остались в душе и сердце большого человека и писателя.


НОВОСТИ ДОРОГ И РЕГИОНОВ

30.12.2019
Почти 38 млн рублей готовы потратить на капремонт дороги в Новосибирск - Красный Яр в Новосибирской области... Подробнее

19.07.2019
В Тулуне восстановили четыре размытых участка дороги после паводка... Подробнее

19.07.2019
В Катунском заповеднике состоялась первая волонтерская смена... Подробнее

17.07.2019
Реконструкция трассы Р-255 Сибирь в Мариинском районе Кузбасса начнется в конце июля... Подробнее

17.07.2019
Красноярские «Столбы» могут закрыть из-за пожаров и медведей... Подробнее

Все новости

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31.03.1959 - Запуск последнего агрегата Новосибирской ГЭС.

ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

17.03.2016 -  Чадан - Хандага́йты

17.03.2016 - Хандага́йты

19.01.2014 -  Верх-Чебула - Усть-Колба

Open Directory Project

info@liveroads.ru
Использование материалов сайта допускается в некоммерческих целях с указанием источника (Сайт «Живые дороги Сибири», liveroads.ru), в сети Internet – с обязательным указанием активной гиперссылки на источник (http://www.liveroads.ru).

Design by NooLab