Живые дороги Сибири - информационный портал

апреля, пятница

Вернём Сибири Солнце!
Вернём Сибири Солнце!

ДОРОГИ

НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ

МЕСТА, ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Легенды и тайны, чудеса и клады Омской области

Легенды и тайны, чудеса и клады Новосибирской области

ЛЮДИ

Мирология – Понимание смысла жизни

Материалы   /  Главная

Биография архимандрита Макария Алтайского

27.05.2010

Преподобный Макарий Алтайский, в миру Михаил Яковлевич Глухарёв, родился 30 октября 1792 года в городе Вязьме Смоленской губернии.

В восьмилетнем возрасте отрок Михаил был принят сразу в третий класс Вяземского духовного училища, а после, за отличные успехи, был переведён в Смоленскую духовную семинарию. В семинарии Михаил показал «при поведении добропорядочном… успехи превосходные», и в1813 году его, как лучшего ученика, оставляют при семинарии иназначают учителем латинского языка..

В 1814 году Михаил был направлен от Смоленской семинарии в Санкт-Петебургскую духовную Академию, куда и был зачислен после успешной сдачи экзаменов. Здесь на него произвёл большое впечатление ректор Академии архимандрит Филарет, под влиянием которого у Михаила сформировалась широта религиозного сознания, которая позволила ему с уважением относиться к представителям всех христианских конфессий.

В 1817 году М.Я.Глухарёв окончил Академию со степенью магистра, и был направлен преподавателем церковной истории и немецкого языка в Екатеринославскую духовную семинарию где параллельно исполнял и инспекторские функции. Здесь в январе 1818 года Михаил подаёт прошение о пострижении, и 24 июня 1818 года он был пострижен и наречён Макарием в честь преподобного Макария Великого. На следующий день архиепископ Иов рукоположил монаха Макария в иеродиакона, а ещё через три дня – в иеромонаха. Указом Святейшего Синода он был причислен к братии Киево-Печерской лавры. Архиепископ Иов оказал большое влияние на Макария – по его воспоминаниям, «…преосвященный Иов выжимал из меня всякую сырь – всё, то казалось ему не довольно чистым».

В марте 1821 года отец Макарий, по ходатайству архимандрита Филарета, переведён ректором в Костромскую духовную семинарию. Здесь епископ Костромской и Галичский, преосвященный Самуил, возвёл иеромонаха Макария в сан игумена, а 24 декабря 1821 года, по указу Святейшего Синода, поставил архимандритом Костромского Богоявленского монастыря.

Архимандрит Макарий «всемерно старался поселить дух Христов в заведении, для сего устроенном». Однако, как вспоминал его костромской келейник, впоследствии забайкальский миссионер иеромонах Израиль, «строгий до крайности к самому себе, снедался он ревностью и о благе той среды, в которой был первым деятелем, и не находя полного сочувствия благородным своим стремлениям, сильно скорбел, и, преогорчённый, взволнованный, прибегал иногда к довольно крутым мерам, вызывавшим нередко открытое сопротивление со стороны воспитанников».

В конце апреля 1824 года архимандрит Макарий подаёт просьбу об увольнении от «ректорской, профессорской и настоятельской должностей», которую мотивирует «слабостью сил духовных и расстройством телесных». Преосвященный епископ Самуил, дав ход прошению, сопроводил его следующим отзывом: «При строгой, прямо монашеской жизни и честном поведении часто примечается задумчивым, часто вспыльчивым…».

24 июля 1824 года архимандрит Макарий был освобождён от должности ректора семинарии, и 28 декабря 1824 года покинул Кострому. На 4-й неделе Великого поста архимандрит Макарий прибыл в Киев, в Святую лавру, однако вскоре переехал на житие в Китаевскую пустынь, расположенную в семи верстах от Киева.

Не найдя и здесь желаемого спокойствия и уединения, в сентябре 1825 года он ходатайствует перед Святейшим Синодом о своём переводе в Глинскую Богородице-Рождественскую пустынь. Ходатайство Святейшим Синодом было удовлетворено, и 29 декабря 1825 года архимандрит Макарий прибыл в Глинскую пустынь, под начало иермонаха Филарета.

Годы жизни архимандрита Макария в Глинской пустыни отмечены особенно напряжённой работой над собой. Изнуряя своё тело воздержанием и постом, архимандрит Макарий «глубже всматривался в тайники своей души, беспрестанно разузнавал свои недостатки, обозревал ещё не умерщвлённые страсти и, ничтоже сумняся, исповедовал их духоносному наставнику…». Глинская пустынь, по отзыву самого Макария – «… это школа Христова; это одна их светлых точек на земном мире…».

Три с половиной года проходил архимандрит Макарий под руководством старца Филорета монашеские искусы, после чего Провидением было уготовано ему иное поприще – стезя апостольская.

Многое свидетельствует о том, что желание поехать в Сибирь давно подспудно зрело в его душе. Знакомство с подвигами сибирских подвижников Василиска и Зосимы Верховского ещё в студенческие годы устремляло его мысли в тот далёкий край. В бытность отца Макария в Екатеринославле он, «будто возбуждаясь духом пророческим, восклицал «Ну, что? Я монах, хоть в Сибирь посылай меня, я и туда пойду». Уже находясь в Глинской пустыни, архимандрит Макарий переписывался с иеромонахом Израилем, уехавшим проповедовать среди баргузинских и селенгинских бурят, и в своих письмах не раз выражал желание потрудиться на поприще просвещения инородцев Восточной Сибири. Здесь же, в Глинской пустыни, Макарий получил от одного из своих знакомых прямой совет – «Ты человек просвещённый, тебе надобно других просвещать. Иди, проповедуй Евангелие сибирским язычникам…».

Получив одобрение своим помыслам от игумена Филарета и преосвященного Владимира, архимандрит Макарий 17 февраля 1829 года подаёт прошение, в котором изъявляет желание проповедовать Евангелие язычникам, и просит исходатайствовать в Святейшем Синоде его перевод в Иркутскую обитель. Однако, получив от своего наставника и покровителя святителя Филарета предложение ехать не в Иркутскую, а в Тобольскую епархию, Макарий решил всё «предать воле вседержателя Бога», и выразил готовность «ехать, куда пошлют. При рассмотрении дела в Святейшем Синоде было предписано отправить архимандрита Макария в Тобольскую епархию, и 6 июня 1829 года отец Макарий покидает Глинскую пустынь.

30 сентября 1829 года Макарий прибывает в Тобольск, где подбирает сотрудников для Алтайской миссии. Спустя почти год, 29 августа 1830 года начальник Алтайской миссии архимандрит Макарий и двое его сотрудников прибывают в город Бийск, где и обосновываются на первое время.

Уже через несколько дней после прибытия, 7 сентября 1830 года Макарий совершает первое крещение жителя селения Улала. Этот день считается днём основания Алтайской духовной миссии. В конце сентября Макарий вместе с одним из своих сотрудников, Алексеем Волковым, прибывает в Сайдыпский казачий форпост, где они основывают походную церковь.

Вернувшись на зимний период 1830-31 г.г.в Бийск миссионеры продолжили свою деятельность по обращению в христианскую веру местных жителей, а на Великий пост вернулись в Сайдыпский форпост. Однако в дальнейшем было решено, что устраивать здесь стан миссии не имеет смысла, и его решили расположить в большом селении Улала (ныне – город Горно-Алтайск), где было много некрещёных местных жителей. 7 мая 1831 года для миссии было приобретена небольшая изба, однако закрепиться здесь не удалось.

НОВОСТИ ДОРОГ И РЕГИОНОВ

30.12.2019
Почти 38 млн рублей готовы потратить на капремонт дороги в Новосибирск - Красный Яр в Новосибирской области... Подробнее

19.07.2019
В Тулуне восстановили четыре размытых участка дороги после паводка... Подробнее

19.07.2019
В Катунском заповеднике состоялась первая волонтерская смена... Подробнее

17.07.2019
Реконструкция трассы Р-255 Сибирь в Мариинском районе Кузбасса начнется в конце июля... Подробнее

17.07.2019
Красноярские «Столбы» могут закрыть из-за пожаров и медведей... Подробнее

Все новости

ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

17.03.2016 -  Чадан - Хандага́йты

17.03.2016 - Хандага́йты

19.01.2014 -  Верх-Чебула - Усть-Колба

Open Directory Project

info@liveroads.ru
Использование материалов сайта допускается в некоммерческих целях с указанием источника (Сайт «Живые дороги Сибири», liveroads.ru), в сети Internet – с обязательным указанием активной гиперссылки на источник (http://www.liveroads.ru).

Design by NooLab